Адаптивная физическая культура
Велосипедная подготовка
Трехколесный велосипед
1. Различение составных частей трехколесного велосипеда
2. Посадка на трехколесный велосипед
3. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей
4. Вращение педалей
5. Торможение ножным тормозом
6. Езда на трехколесном велосипеде
Двухколесный велосипед
1. Различение составных частей двухколесного велосипеда
2. Посадка на двухколесный велосипед
3. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде
4. Торможение ножным (ручным) тормозом
5. Разворот на двухколесном велосипеде
6. Объезд препятствий
7. Преодоление подъемов, спусков
8. Уход за велосипедом
9. Езда по трассе
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (велосипедная подготовка)
Коррекционные подвижные игры
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений
1. Узнавание баскетбольного мяча
2. Передача баскетбольного мяча
3. Ловля баскетбольного мяча
4. Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
5. Ведение баскетбольного мяча
6. Броски мяча в кольцо двумя руками
7. Узнавание волейбольного мяча
8. Подача волейбольного мяча
9. Прием волейбольного мяча
10. Игра в паре
11. Узнавание футбольного мяча
12. Выполнение удара в пустые ворота
13. Прием мяча, стоя в воротах
14. Ведение мяча
15. Выполнение передачи мяча партнеру
16. Остановка катящегося мяча ногой
17. Узнавание инвентаря для бадминтона
18. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача
19. Отбивание волана
20. Игра в паре в бадминтон
21. Перевозка санок за веревку
22. Посадка на санки
23. Сидение на санках во время катания
24. Подъем на горку, удерживая санки за веревку
25. Съезд на санках с горки
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (коррекционные подвижные игры)
Лыжная подготовка
1. Различение лыжного инвентаря
2. Транспортировка лыжного инвентаря
3. Крепление ботинок к лыжам
4. Чистка лыж от снега
5. Удержание равновесия на параллельно лежащих лыжах
6. Выполнение ступающего шага
7. Подъем после падения
8. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж, носков лыж
9. Выполнение скользящего шага без палок
10. Выполнение попеременного двухшажного хода
11. Преодоление подъемов
12. Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок (падением)
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (лыжная подготовка)
Плавание
1. Вход в воду, ходьба в воде
2. Погружение в воду
3. Удержание на воде
4. Скольжение по поверхности воды
5. Выполнение движений ногами в воде
6. Выполнение движений руками в воде
7. Чередование поворота головы с дыханием
8. Сочетание движений ног с дыханием
9. Плавание
10. Знание правил поведения и безопасности в бассейне
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (плавание)
Туризм
1. Различение предметов туристического инвентаря
2. Раскладывание туристического коврика
3. Складывание туристического коврика
4. Сборка рюкзака
5. Раскладывание спального мешка
6. Расположение в спальном мешке
7. Складывание спального мешка
8. Различение составных частей палатки
9. Подготовка места для установки палатки
10. Раскладывание палатки
11. Ориентировка в частях палатки
12. Вставление колышков при закреплении палатки на земле
13. Установление стойки
14. Установление растяжек палатки
15. Разборка установленной палатки
16. Подготовка кострового места
17. Складывание костра
18. Разжигание костра
19. Поддержание огня в костре
20. Тушение костра
21. Знание правил поведения в походе
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (туризм)
Физическая подготовка
Построения и перестроения
1. Принятие исходного положения для построения и перестроения
2. Построение в колонну по одному, шеренгу
3. Перестроение из шеренги в круг
4. Размыкание на вытянутые в стороны руки, на вытянутые вперед руки
5. Повороты на месте
6. Ходьба в колонне по одному
7. Бег в колонне
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
1. Дыхательные упражнения
2. Сгибание пальцев рук
3. Противопоставление пальцев рук
4. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
5. Круговые движения кистью
6. Сгибание фаланг пальцев
7. Движения руками
8. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
9. Движения плечами
10. Движения головой
11. Поднимание головы в положении «лежа на животе»
12. Наклоны туловища
13. Повороты туловища
14. Круговые движения руками
15. Наклоны туловища в сочетании с поворотами
16. Стояние на коленях
17. Ходьба с высоким подниманием бедра, с подниманием прямых ног
18. Движения стопами
19. Приседание
20. Ползание на четвереньках
21. Движения ногами
22. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»)
23. Ходьба по доске, лежащей на полу, по гимнастической скамейке
24. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке, выполнение движений руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
25. Отход от стены с сохранением правильной осанки
26. Ходьба с удержанием рук в разных положениях
27. Движения руками при ходьбе
28. Ходьба ровным шагом, на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе
29. Ходьба, бег в разном темпе
30. Ходьба, бег с изменением темпа, направления движения
31. Преодоление препятствий при ходьбе, беге
32. Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом)
Прыжки
1. Прыжки на двух ногах
2. Прыжки на одной ноге
3. Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед
4. Прыжки в длину с места, с разбега
5. Прыжки в высоту
6. Прыжки в глубину
Ползание, подлезание, лазание, перелезание
1. Ползание на животе, на четвереньках
2. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках
3. Лазание по гимнастической стенке, наклонной гимнастической скамейке, гимнастической сетке
4. Преодоление препятствий
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
1. Передача предметов в шеренге (в кругу, в колонне)
2. Броски мяча
3. Ловля мяча двумя руками
4. Броски мяча на дальность
5. Метание в цель
6. Броски и ловля мяча в ходьбе, беге
7. Перенос груза
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (физическая подготовка)
Домоводство
Покупки
1. Планирование покупок и выбор места совершения покупок
2. Ориентация в расположении отделов магазина, нахождение нужного товара в магазине
3. Взвешивание товара в магазине
4. Расчет на кассе
5. Раскладывание продуктов в места хранения
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Домоводство» (покупки)
Приготовление пищи
Продукты питания
1. Представление о напитках
2. Представление о молочных продуктах
3. Представление о мясных продуктах
4. Представление о рыбных продуктах
5. Представление о мучных изделиях
6. Представление о кондитерских изделиях
7. Представление о крупах и бобовых
Приготовление пищи
1. Знание правил гигиены при приготовлении пищи
2. Выбор продуктов и инвентаря, необходимого для приготовления блюда
3. Обработка продуктов
4. Варка продукта
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Домоводство» (приготовление пищи)
Уборка помещения и территории
Уборка помещения
1. Уборка с поверхности стола мусора, вытирание поверхности стола
2. Мытье поверхностей мебели
3. Подметание пола
4. Различение основных частей пылесоса и подготовка пылесоса к работе
5. Уборка пылесосом
6. Мытье пола
7. Мытье окна
Уборка территории
1. Уборка бытового мусора на улице
2. Подметание территории
3. Сгребание листьев и травы
4. Уборка снега
5. Уход за уборочным инвентарем
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Домоводство» (уборка помещения и территории)
Уход за вещами
1. Сортировка белья по назначению, по цвету, по составу ткани
2. Различение чистящих средств
3. Ручная стирка
4. Различение составных частей стиральной машины
5. Машинная стирка
6. Мытье и сушка стиральной машины
7. Различение составных частей утюга
8. Глажение белья
9. Складывание вещей
10. Чистка одежды, вывешивание одежды на «плечики»
11. Мытье обуви
12. Чистка обуви
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Домоводство» (уход за вещами)
Изобразительная деятельность
Аппликация
1. Различение видов бумаги
2. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации
3. Сминание бумаги пальцами
4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)
5. Сгибание листа бумаги
6. Скручивание листа бумаги
7. Намазывание всей (части) поверхности клеем
8. Выкалывание шилом по контуру
9. Разрезание бумаги ножницами, вырезание по контуру
10. Сборка изображения объекта
11. Соединение деталей при конструировании объекта из бумаги
12. Изготовление предметной аппликации
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Изобразительная деятельность» (аппликация)
Лепка
1. Различение пластичных материалов
2. Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами
3. Разминание теста (пластилина, глины)
4. Раскатывание теста (глины) скалкой
5. Деление материала на части
6. Размазывание пластилина
7. Катание колбаски
8. Катание шарика
9. Получение формы путем выдавливания формочкой, вырезания стекой
10. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик
11. Плетение из нескольких колбасок
12. Проделывание отверстия в детали, расплющивание материала
13. Скручивание колбаски (лепешки, полоски)
14. Защипывание края лепешки
15. Соединение деталей изделия разными способами
16. Лепка предмета из одной (нескольких) частей
17. Оформление изделия различными декоративными способами
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Изобразительная деятельность» (лепка)
Рисование
1. Различение инструментов и материалов, используемых для рисования
2. Оставление графического следа на бумаге
3. Приемы рисования карандашом
4. Приемы рисования кистью
5. Выбор цвета для рисования
6. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов
7. Рисование точки, линии, соединение точек
8. Рисование геометрической фигуры
9. Заполнение нарисованного объекта точками
10. Выполнение штриховки
11. Рисование контура предмета
12. Дорисовывание предмета
13. Рисование объекта с натуры
14. Дополнение орнамента растительными (геометрическими) элементами
15. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге)
16. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу
17. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка
18. Рисование приближенного и удаленного объекта
19. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка)
20. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Изобразительная деятельность» (рисование)
Математические представления
Величина
1. Различение предметов по величине
2. Сравнение 2-х предметов по величине
3. Определение среднего по величине предмета
4. Составление упорядоченного ряда по убыванию, возрастанию
5. Различение предметов по длине
6. Сравнение предметов по длине
7. Различение предметов по ширине
8. Сравнение предметов по ширине
9. Различение предметов по высоте
10. Сравнение предметов по высоте
11. Различение предметов по толщине
12. Сравнение предметов по толщине
13. Различение предметов по весу
14. Сравнение предметов по весу
15. Различение предметов по глубине
16. Сравнение предметов по глубине
17. Измерение с помощью мерки
18. Узнавание линейки
19. Измерение длины отрезка с помощью линейки
20. Узнавание весов
21. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Математические представления» (величина)
Временные представления
1. Определение порядка следования частей суток
2. Определение порядка следования дней недели
3. Определение порядка следования сезонов в году
4. Определение порядка следования месяцев в году
5. Сравнение людей по возрасту
6. Определение времени по механическим часам
7. Определение времени по электронным часам
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Математические представления» (время)
Количественные представления
1. Нахождение одинаковых предметов
2. Разъединение множества
3. Объединение предметов в единое множество
4. Различение множеств: «один», «много»
5. Различение множеств: «один», «пусто»
6. Различение множеств: «мало», «много»
7. Сравнение множеств без пересчета
8. Сравнение множеств с пересчетом
9. Преобразование множеств
10. Пересчет предметов
11. Узнавание цифр от 1 до 5
12. Узнавание цифр от 6 до 10
13. Соотнесение количества предметов с числом и обозначение числа цифрой
14. Написание цифры
15. Определение порядка следования чисел в числовом ряду
16. Определение места числа в числовом ряду
17. Определение состава числа
18. Выполнение арифметических действий с предметными множествами в пределах 10
19. Запись арифметических действий с предметными множествами в пределах 10
20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе
21. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5
22. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 10
23. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5
24. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10
25. Различение денежных знаков
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Математические представления» (количественные представления)
Пространственные представления
1. Ориентация в направлениях в пространстве
2. Ориентация в собственном теле (на себе): верх, низ, перед, зад
3. Ориентация в пространственном расположении частей тела (на себе): правая рука, левая рука
4. Ориентация в пространственном расположении частей тела (на другом человеке): правая рука, левая рука
5. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко
6. Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади
7. Определение месторасположения предметов в пространстве: вверху, внизу
8. Определение месторасположения предметов в пространстве: справа, слева
9. Определение месторасположения предметов в пространстве: внутри, снаружи (в, рядом, около, перед, за)
10. Определение месторасположения предметов в пространстве: на, под
11. Перемещение в пространстве в заданном направлении (вперед, назад)
12. Перемещение в пространстве в заданном направлении (направо, налево)
13. Перемещение в пространстве в заданном направлении (вверх, вниз)
14. Ориентация на плоскости листа
15. Сборка предмета из частей
16. Составление картинки из частей
17. Составление предметного ряда
18. Определение месторасположения предметов в ряду (первый, последний, перед, после, между, следующий за...)
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Математические представления» (пространственные представления)
Форма
1. Различение геометрических тел
2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
3. Различение геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
4. Различение геометрических фигур: точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
5. Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой
6. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
7. Сборка геометрической фигуры из 2-х (3-х, 4-х) частей
8. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек
9. Рисование геометрической фигуры от руки
10. Узнавание циркуля
11. Построение геометрической фигуры с помощью инструментов
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Математические представления» (форма)
Музыка
Движение под музыку
1. Выполнение танцевальных движений под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)
2. Начало движения и окончание движения под музыку
3. Движение под музыку разного характера
4. Выполнение под музыку действий с предметами (платок, мяч)
5. Передача простейших движений знакомых животных
6. Выполнение движений, соответствующих словам песни
7. Движение под музыку в медленном, умеренном, быстром темпе
8. Изменение скорости движения под музыку
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Музыка и движение» (движение под музыку)
Игра на музыкальных инструментах
1. Различение контрастных и сходных по звучанию музыкальных инструментов
2. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд
3. Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте
4. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте, ритмичная игра
5. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Музыка и движение» (игра на музыкальных инструментах)
Пение
1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни
2. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов), фразы, интонаций припева песни
3. Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Музыка и движение» (пение)
Слушание
1. Различение тихого и громкого звучания
2. Различение начала и окончания звучания музыки
3. Различение быстрой и медленной музыки
4. Различение характера музыки
5. Различение частей песни
6. Различение высоких и низких звуков
7. Различение сольного и хорового исполнения произведения
8. Определение оркестра, в исполнении которого звучит музыкальное произведение, различение музыкальных инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, оркестра духовых инструментов
9. Узнавание знакомых композиторов, их произведений
10. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Музыка и движение» (слушание)
Коррекционный раздел
1. Реагирование на низкочастотные неречевые звуки
2. Реагирование на высокочастотные речевые звуки
3. Реагирование на высокие и низкие музыкальные звуки
4. Реагирование на тихие и громкие речевые звуки
5. Реагирование на тихие и громкие музыкальные звуки
6. Реагирование на музыку
7. Реагирование на начало и окончание звучания музыки
8. Реагирование на звучание колыбельной песни
9. Реагирование на звучание спокойной музыки
10. Реагирование на звучание маршевой музыки
11. Реагирование на звучание быстрой музыки
12. Реагирование на звучание веселой музыки
13. Реагирование на звучание грустной музыки
14. Реагирование на звучание знакомой песни
15. Реагирование на звучание знакомой мелодии
16. Реагирование на сольное и хоровое исполнение произведения
17. Реагирование на музыку разных стилей (рок, джаз, поп-музыка, народная музыка, классическая музыка)
18. Реагирование на игру разных оркестров
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Музыка и движение» (коррекционный раздел)
Набор 1 (для детей, владеющих верб.речью)
Коммуникация с использованием вербальных средств
1. Средство вербальной коммуникации
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» (коммуникация с использованием невербальных и вербальных средств)
Чтение и письмо
1. Различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов
2. Различение и называние букв
3. Узнавание звука в слоге (слове)
4. Соотнесение звука с буквой
5. Узнавание буквы в слоге (слове)
6. Чтение слога (слова)
7. Написание буквы (слога, слова, предложения)
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» (чтение и письмо)
Импрессивная речь, экспрессивная речь
1. Понимание слов, обозначающих членов семьи
2. Понимание собственного имени
3. Понимание имен членов семьи, учащихся класса, педагогов
4. Понимание названий растений
5. Понимание названий деревьев
6. Понимание названий кустарников
7. Понимание названий овощей
8. Понимание названий фруктов
9. Понимание названий ягод
10. Понимание названий грибов
11. Понимание названий цветочно-декоративных растений
12. Понимание названий растений природных зон холодного и жаркого пояса
13. Понимание названий зерновых культур
14. Понимание названий домашних животных, их детенышей
15. Понимание названий диких животных, их детенышей
16. Понимание названий животных, обитающих в природных зонах холодного и жаркого пояса
17. Понимание названий домашних птиц, их детенышей
18. Понимание названий зимующих, перелетных, водоплавающих птиц
19. Понимание названий речных рыб
20. Понимание названий насекомых
21. Понимание названий морских обитателей
22. Понимание названий электробытовых приборов
23. Понимание названий предметов мебели
24. Понимание названий предметов посуды
25. Понимание названий предметов кухонного инвентаря
26. Понимание названий игрушек
27. Понимание названий предметов одежды
28. Понимание названий предметов обуви
29. Понимание названий школьных принадлежностей
30. Понимание названий предметов аудио, видеотехники и средств связи
31. Понимание названий транспортных средств
32. Понимание названий профессий людей
33. Понимание названий частей суток
34. Понимание названий дней недели
35. Понимание названий времен года
36. Понимание названий месяцев
37. Понимание названий обобщающих понятий
38. Понимание названий действий предмета
39. Понимание названий признаков предмета (цвет, величина, форма и др.)
40. Понимание названий признаков действия, состояния
41. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой)
42. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов, месторасположение предметов
43. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
44. Понимание простых предложений
45. Понимание сложных предложений
46. Понимание текста, ответы на вопросы по содержанию текста
47. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям
48. Составление рассказа по сюжетной картинке
49. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
50. Рассказ о прошедших событиях
51. Рассказ о себе
52. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
Протокол 1 оценки результатов обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» (импрессивная речь, экспрессивная речь (экспрессия))
Протокол 2 оценки результатов обучения по учебному предмету «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» (импрессивная речь, экспрессивная речь (экспрессия))
Набор 2 (для детей, не владеющих верб.речью)
Импрессивная речь, экспрессия
1. Понимание слов, обозначающих членов семьи
2. Понимание собственного имени
3. Понимание имен членов семьи, учащихся класса, педагогов
4. Понимание названий растений
5. Понимание названий деревьев
6. Понимание названий кустарников
7. Понимание названий овощей
8. Понимание названий фруктов
9. Понимание названий ягод
10. Понимание названий грибов
11. Понимание названий цветочно-декоративных растений
12. Понимание названий растений природных зон холодного и жаркого пояса
13. Понимание названий зерновых культур
14. Понимание названий домашних животных, их детенышей
15. Понимание названий диких животных, их детенышей
16. Понимание названий животных, обитающих в природных зонах холодного и жаркого пояса
17. Понимание названий домашних птиц, их детенышей
18. Понимание названий зимующих, перелетных, водоплавающих птиц
19. Понимание названий речных рыб
20. Понимание названий насекомых
21. Понимание названий морских обитателей
22. Понимание названий электробытовых приборов
23. Понимание названий предметов мебели
24. Понимание названий предметов посуды
25. Понимание названий предметов кухонного инвентаря
26. Понимание названий игрушек
27. Понимание названий предметов одежды
28. Понимание названий предметов обуви
29. Понимание названий школьных принадлежностей
30. Понимание названий предметов аудио, видеотехники и средств связи
31. Понимание названий транспортных средств
32. Понимание названий профессий людей
33. Понимание названий частей суток
34. Понимание названий дней недели
35. Понимание названий времен года
36. Понимание названий месяцев
37. Понимание названий обобщающих понятий
38. Понимание названий действий предмета
39. Понимание названий признаков предмета (цвет, величина, форма и др.)
40. Понимание названий признаков действия, состояния
41. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой)
42. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
43. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
44. Понимание простых предложений
45. Понимание сложных предложений
46. Понимание текста, ответы на вопросы по содержанию текста
47. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям
48. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
49. Рассказ о прошедших событиях
50. Рассказ о себе
Протокол 1 оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (импрессивная речь (экспрессия))
Протокол 2 оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (импрессивная речь (экспрессия))
Коммуникация с использованием невербальных средств
1. Взгляд как средство коммуникации
2. Мимика как средство коммуникации
3. Жест как средство коммуникации
4. Звучащий предмет как средство коммуникации
5. Предметный символ как средство коммуникации
6. Графическое изображение как средство коммуникации
7. Карточки с напечатанными словами как средство коммуникации
8. Таблица букв как средство коммуникации
9. Коммуникативная кнопка как средство коммуникации
10. Коммуникатор как средство коммуникации
11. Компьютер как средство коммуникации
Протокол оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (коммуникация с использованием невербальных средств)
Основы коммуникации
1. Реагирование на обращенную речь и прикосновения человека
2. Реагирование на обращенную речь и интонацию человека
3. Реагирование на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания
Протокол оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (основы коммуникации)
Чтение и письмо
1. Различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов
2. Написание буквы (слога, слова, предложения)
Протокол оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (чтение и письмо)
Окружающий природный мир
Временные представления
1. Представление о частях суток
2. Представление о неделе
3. Представление о временах года
4. Представление о годе
5. Представление о явлениях природы
6. Представление о погоде текущего дня
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий природный мир» (временные представления)
Животный мир
1. Представление о животном
2. Представление о домашних животных
3. Представление о диких животных
4. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса
5. Представление о животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса
6. Представление о птицах
7. Представление о рыбах
8. Различение насекомых
9. Представление о морских обитателях
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий природный мир» (животный мир)
Объекты природы
1. Представление о Луне, Солнце
2. Представление о космосе, небесных телах
3. Представление о планете Земля
4. Представление о воздухе
5. Представление о земле и небе
6. Представление о формах земной поверхности
7. Представление об изображении земной поверхности на карте
8. Представление о лесе
9. Представление о луге
10. Представление о почве
11. Представление о полезных ископаемых
12. Представление о воде
13. Представление о реке и водоемах
14. Представление об огне
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий природный мир» (объекты природы)
Растительный мир
1. Представления о растениях
2. Представление о фруктах
3. Представление об овощах
4. Представление о ягодах
5. Представление о грибах
6. Представление о цветочно-декоративных и травянистых растениях
7. Представление о зерновых культурах
8. Представления о растениях природных зон холодного пояса и жаркого пояса
Прокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий природный мир» (растительный мир)
Окружающий социальный мир
Город
1. Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города
2. Представление о профессиональной деятельности людей, работающих в городских учреждениях
3. Представление о правилах поведения в общественных местах и на улице
4. Представление об истории родного города
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (город)
Дом, квартира, двор
1. Представление о частях дома
2. Представление о типах домов
3. Представление о помещениях квартиры
4. Представление о местах общего пользования в доме
5. Представление о коммунальных удобствах в квартире
6. Представление о территории двора
7. Представление о вредных насекомых, грызунах, живущих в доме
8. Представление о правилах поведения в чрезвычайной ситуации
Оценка результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (дом, квартира)
Предметы быта
1. Представление об электробытовых приборах
2. Представление о предметах мебели
3. Представление о предметах посуды и кухонного инвентаря
4. Представление о предметах интерьера
5. Представление о часах
6. Представление о предметах аудио, видеотехники и средствах связи
Оценка результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (предметы быта)
Предметы и материалы, изготовленные человеком
1. Представление о бумаге
2. Представление о дереве
3. Представление о стекле
4. Представление о резине
5. Представление о металле
6. Представление о ткани
7. Представление о пластмассе
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (предметы и материалы, изготовленные человеком)
Страна
1. Представление о государстве Россия и государственной символике
2. Представление о столице России и других городах России
3. Представление о документах, удостоверяющих личность гражданина России
4. Представление о правах и обязанностях гражданина России
5. Представление о выдающихся людях России
6. Представление об исторических событиях
7. Представление о странах мира
8. Представление о выдающихся людях мира
Оценка результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (страна)
Традиции, обычаи
1. Представление о празднике, традициях
2. Представление о религии, православной церкви
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (традиции, обычаи)
Транспорт
1. Представление о наземном транспорте
2. Представление о воздушном транспорте
3. Представление о водном транспорте
4. Представление о космическом транспорте
5. Представление о специальном транспорте
6. Представление об общественном транспорте
7. Представление о профессиональной деятельности людей, работающих на транспорте
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (транспорт)
Школа
1. Представление о помещениях школы
2. Представление о профессиональной деятельности людей, работающих в школе
3. Представление о территории школы
4. Представление о зонах класса
5. Представление о распорядке школьного дня
6. Представление о школьных принадлежностях
7. Представление о дружеских взаимоотношениях
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Окружающий социальный мир» (школа)
Профильный труд
Батик
1. Подготовка к работе с красками
2. Нанесение контура рисунка на ткань, выделение контура рисунка резервирующим составом
3. Подготовка красок к работе, раскрашивание внутри контура
4. Уборка рабочего места
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (батик)
Деревообработка
1. Различение материалов, используемых в деревообработке
2. Различение инструментов для разметки, обработки дерева, соединения деталей
3. Разметка заготовки
4. Распиливание заготовки
5. Сверление отверстия в заготовке
6. Шлифовка заготовки наждачной бумагой
7. Нанесение покрытия на заготовку
8. Склеивание деревянных деталей
9. Соединение деревянных деталей гвоздями
10. Соединение деревянных деталей шурупами
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (деревообработка)
Керамика
1. Различение инструментов и приспособлений, используемых для работы с глиной
2. Подготовка к работе с глиной
3. Разминание, отбивание глины
4. Отрезание, отщипывание куска глины
5. Раскатывание глины скалкой, вырезание формы по шаблону, обработка краев изделия
6. Катание колбаски, шарика
7. Набивка формы
8. Декоративная отделка изделия, проделывание отверстия в изделии
9. Покрытие изделия глазурью (краской) способом погружения, кистью
10. Уборка рабочего места
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (керамика)
Полиграфия
1. Различение составных частей цифрового фотоаппарата
2. Соблюдение последовательности действий при работе с фотоаппаратом
3. Различение составных частей ламинатора
4. Соблюдение последовательности действий при работе на ламинаторе
5. Различение составных частей копировального аппарата
6. Соблюдение последовательности действий при работе на копировальном аппарате
7. Различение составных частей резака
8. Соблюдение последовательности действий при работе на резаке
9. Различение составных частей брошюровщика
10. Соблюдение последовательности действий при работе на брошюровщике
11. Различение составных частей принтера
12. Соблюдение последовательности действий при работе на принтере
13. Различение составных частей компьютера
14. Соблюдение последовательности действий при работе на компьютере
15. Набор текста с печатного образца, выделение текста
16. Выполнение операций по изменению текста
17. Создание текстового файла, папки
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (полиграфия)
Растениеводство
Выращивание комнатных растений
1. Определение необходимости полива растения, количества воды для полива, полив растения
2. Рыхление почвы
3. Пересадка растения
4. Мытье растения
5. Удаление сухих листьев с растений, опрыскивание растений
6. Мытье поддонов и горшков
Выращивание растений в открытом грунте
1. Перекапывание почвы
2. Рыхление почвы
3. Оформление грядки и междурядья
4. Изготовление бороздки (лунки) на грядке
5. Выкапывание ямы
6. Посев семян
7. Высаживание рассады в открытый грунт
8. Полив растений на грядке
9. Удаление сорняков
10. Обрезка веток
11. Выкапывание и срезание овощей
12. Подготовка овощей к хранению
13. Чистка и мытье садового инвентаря
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (растениеводство)
Ткачество
1. Различение основных частей ткацкого станка и ткацкого оборудования
2. Подготовка ткацкого станка к работе
3. Различение нитей
4. Наматывание ниток на челнок
5. Завязывание нитей узлом
6. Движение челноком между рядами нитей с бердо
7. Движение челноком через одну нить без бердо
8. Выполнение полотняного плетения
9. Снятие полотна со станка
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (ткачество)
Шитье
Ручное шитье
1. Различение инструментов и материалов для ручного шитья
2. Отрезание нити определенной длины, вдевание нити в иголку, завязывание узелка
3. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями
4. Выполнение шва «вперед иголкой», закрепление нити на ткани
5. Выполнение шва «через край»
Шитье на электрической машинке
1. Различение основных частей электрической швейной машинки
2. Наматывание нити на шпульку
3. Вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок
4. Заправка верхней нити, вывод нижней нити на платформу машины
5. Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины к работе
6. Подведение ткани под лапку, опускание иголки в ткань
7. Подготовка к шитью
8. Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки
9. Выполнение строчки
10. Соблюдение последовательности действий по окончании шитья
11. Уборка швейной машинки по окончании шитья
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Профильный труд» (шитье)
Человек
Представления о себе и семье
1. Идентификация себя как мальчика (девочки)
2. Представление о частях тела
3. Представление о строении человека
4. Представление о себе
5. Представление о возрастных изменениях человека
6. Представление о семье
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Человек» (представление о себе и своей семье)
Обращение с одеждой, обувью
1. Представление о предметах одежды
2. Представление о предметах обуви
3. Представление о головных уборах
4. Раздевание
5. Одевание
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Человек» (обращение с одеждой и обувью)
Прием пищи
1. Питье
2. Еда
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Человек» (прием пищи)
Туалет
1. Пользование туалетом
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Человек» (туалет и гигиена тела)
Гигиена тела
1. Мытье и вытирание рук
2. Мытье и вытирание лица
3. Чистка зубов
4. Мытье и вытирание ног
5. Мытье головы
6. Расчесывание волос, сушка волос феном
7. Мытье и чистка ушей
8. Чистка носа
9. Мытье и вытирание тела
10. Пользование косметическими средствами
11. Бритье
Протокол оценки результатов обучения по учебному предмету «Человек» (туалет и гигиена тела)
Двигательное развитие
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
1. Удержание головы
2. Выполнение движений головой
3. Выполнение движений одной рукой
4. Выполнение движений пальцами рук
5. Круговые движения кистью
6. Одновременные (поочередные) движения руками
7. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
8. Выполнение движений плечами
9. Опора на предплечья, на кисти рук
10. Наклоны туловища
11. Повороты туловища
12. Изменение позы в положении «лежа»
13. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»)
14. Изменение позы в положении «сидя»
15. Изменение позы в положении «стоя»
16. Вставание на четвереньки
17. Ползание на животе (на четвереньках)
18. Сидение на полу, на стуле
19. Вставание на колени из положения «сидя на пятках»
20. Стояние с опорой, без опоры
21. Стояние у вертикальной плоскости в правильной осанке
22. Выполнение движений руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
23. Отход от стены с сохранением правильной осанки
24. Ходьба с удержанием рук
25. Выполнение движений ногами
26. Выполнение движений стопами
27. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности, по наклонной поверхности, по лестнице
28. Ходьба по доске, лежащей на полу, по гимнастической скамейке
29. Ходьба, бег в разном темпе
30. Ходьба, бег с изменением темпа, направления движения
31. Преодоление препятствий при ходьбе
Прыжки
1. Прыжки на двух ногах
2. Прыжки в длину с места
3. Прыжки в высоту на батуте
4. Прыжки в глубину
Ползание, подлезание, лазание, перелезание
1. Ползание на животе, на четвереньках
2. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках
3. Лазание по гимнастической стенке, наклонной гимнастической скамейке
4. Перелезание через препятствия
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
1. Броски мяча
2. Ловля мяча двумя руками
3. Броски мяча на дальность
4. Метание в цель
5. Отбивание мяча от пола
6. Удары по мячу ногой
7. Перенос груза
Трехколесный велосипед
1. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей
2. Вращение педалей
3. Посадка на велосипед
4. Езда на трехколесном велосипеде
Лыжи
1. Транспортировка лыжного инвентаря
2. Крепление ботинок к лыжам
3. Чистка лыж от снега
4. Стояние на параллельно лежащих лыжах
5. Выполнение ступающего шага
6. Выполнение скользящего шага без палок
Санки
1. Перевозка санок за веревку
2. Посадка на санки
3. Сидение на санках во время катания
4. Подъем на горку, удерживая санки за веревку
5. Съезд на санках с горки
Протокол 1 оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
Протокол 2 оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
Предметно-практические действия
Действия с материалами
1. Сминание материала
2. Разрывание материала
3. Размазывание материала
4. Разминание материала
5. Пересыпание материала
6. Переливание материала
7. Наматывание материала
Действия с предметами
1. Захват, удержание, отпускание предмета
2. Встряхивание предмета
3. Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе
4. Вращение предмета
5. Нажимание на предмет
6. Сжимание предмета
7. Вынимание, складывание, перекладывание предметов
8. Вставление предметов в отверстие
9. Нанизывание предметов
10. Открывание и закрывание предметов
Протокол оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Сенсорное развитие
Зрительное восприятие
1. Удержание взгляда на лице человека
2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете
3. Удержание взгляда на неподвижном предмете
4. Удержание взгляда на движущемся близко расположенном предмете
5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте
6. Реакция на близко расположенный статичный объект
7. Реакция на движущийся близко расположенный или удаленный объект
8. Дифференциация предметов по цвету и различение цвета предметов
Слуховое восприятие
1. Слушание речевых и неречевых звуков
2. Реакция на речь и неречевые звуки
3. Восприятие звука, исходящего от предмета
4. Нахождение местоположения близко расположенного источника звука
5. Реакция на высокие и низкие музыкальные звуки
6. Реакция на тихую и громкую речь
7. Реакция на тихие и громкие музыкальные звуки
8. Реакция за музыку
9. Нахождение местоположения удаленного источника звука
10. Соотнесение звука с его источником
11. Нахождение одинаковых по звучанию объектов
Кинестетическое восприятие
1. Реагирование на прикосновения человека
2. Реагирование на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости
3. Реагирование на вибрацию, исходящую от объектов
4. Реагирование на давление на поверхность тела
5. Реагирование на положение тела
6. Реагирование на изменение положения тела
7. Реагирование на положение частей тела
8. Реагирование на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
9. Различение температуры, фактуры, влажности, вязкости материалов
Восприятие вкуса и запаха
1. Реагирование на запах
2. Узнавание объектов по запаху
3. Реакция на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам
4. Узнавание продуктов по вкусу
5. Различение вкусовых качеств продуктов
Протокол оценки результатов обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Министерство образования и науки Российской Федерации
Псковский Государственный Университет
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г.Псков